Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Всё о панорамах [1]
Фототехника [2]
Практика [5]
Макрофотография [4]
Разное [2]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив ]

Всего ответов: 34

Вы вошли как Гость
Текущая дата: Четверг, 2024-04-25, 10:28 PM

Начало » Статьи » Фототехника

Система современной вспышки
СОТВОРЕНИЕ ФЛЕШГАНА

С момента рождения фотографии всегда были ситуации, когда фотографам остро не хватало света. Дымные и пожароопасные магниевые смеси, а затем химические блицы -лампочка, наполненная быстросгорающей металлической фольгой в атмосфере кислорода - в разные периоды с тем или иным успехом пытались решить эту задачу. И лишь полвека назад в практику победоносно вошел портативный и удобный источник, без которого немыслима нынешняя фотография. Всюду, от мощного и гибкого освещения профессиональных студий до малюсенького осветителя, встроенного прямо в корпус современной камеры, мы встречаем электронную вспышку, степень автоматизации которой стала настолько велика, что, снимая с нею, фотограф может о ее существовании просто забыть.
Удобства электронной вспышки очевидны. При небольших габаритах это очень мощный, причем многоразовый, источник света. Электрический конденсатор большой емкости накапливает относительно высоковольтный заряд (напряжением несколько сотен вольт), который в момент срабатывания вспышки проходит через наполненную инертными газами импульсную лампу с кварцевой колбой. Разряд в газе вызывает кратковременное (сотые, тысячные и даже десятитысячные доли секунды), но очень интенсивное свечение, близкое по своим параметрам к естественному солнечному свету Последнее существенно для цветной фотографии, когда спектральные характеристики (усредняемые понятием цветовой температуры) источника должны быть согласованы для обеспечения правильной цветопередачи со свойствами пленки, на которой ведется съемка.
Автономность вспышки и ее постоянная готовность к работе также важна для фотографов, работающих в студии. Первые вспышки 40-50-х годов настолько заворожили репортеров возможностью залить все вокруг потоками света, что получили прозвище "вспышечных пулеметов" или "вспышкометов" - флэшган. По современным понятиям это были громоздкие и тяжелые устройства. Вспышка репортерского класса (энергия 120 - 220 джоулей) весила 3 - 4,5 кг, питалась от отдельной аккумуляторной батареи емкостью в 5 а.ч, которая требовала частой подзарядки. Для сравнения, современная вспышка такого же класса весит всего 800 г и может сделать более сотни снимков от комплекта из 4 небольших батареек. Восхваление максимальной мощности и "скорострельность" заполнило рекламные проспекты, оттеснив на второй план проблемы контраста, угольных теней и маскообразных лиц. Отношение к вспышке как к "художественному" источнику освещения и сейчас остается неоднозначным, но полемика на эту тему выходит за рамки настоящей статьи, посвященной в основном техническим, а не творческим возможностям оборудования.
Взгляд на вспышку как на простой сгусток энергии, целиком охватываемый понятием ведущего числа (произведение рабочего значения диафрагменного числа на расстояние до объекта в метрах или футах, В зависимости оттого, в чем выражается расстояние, значения, естественно, будут отличаться в 3,3 раза), так и осталось неизменным у создателей отечественных моделей. И беда не только в том, что наши вспышки из своего эмбрионального состояния не превратились ни в мощные репортерские флэшганы, ни в изящные автоматические изделия, логично входящие в систему современной фототехники. Беда и в том, что в силу примитивности и невысокого электрического качества своих схем они, по сути дела, потеряли всякую сочетаемость с современной зарубежной фотоаппаратурой. Самый верный способ угробить западную камеру с ее развитой электроникой - это поставить на нее отечественную вспышку Причем бывает достаточно и одного раза. Паразитные наводки через контур синхронизации, непредусмотренные воздействия на дополнительные контакты камеры способны в прямом смысле испепелить нежную микроэлектронику какого-нибудь автофокусного ЭОСа. В лучшем случае вы отделаетесь ремонтом в заграничной фирменной мастерской, стоимость которого близка к половине первоначальной стоимости аппарата. Более того! Крупные изготовители фотокамер настоятельно рекомендуют использовать на их камерах только специально предназначенные для каждой модели фирменные вспышки и другие приспособления (включая сменную оптику), угрожая лишением гарантии в случаях неудачной "стыковки" аппарата с неподходящими изделиями других изготовителей. Хотя, по правде сказать, случаев гибели фотоаппаратуры при роковых сочетаниях изделий западных производителей нам почти не известно. Иными словами, отечественную вспышку может выдержать лишь отечественный аппарат, да и то не всегда.

АВТОМАТИЗАЦИЯ "СГУСТКА СВЕТА"

Но вернемся к зарубежным вспышкам. Осознав, что не джоулями едиными бывает сыт фотограф, создатели перешли на путь не только количественного, но и качественного развития их новых возможностей. Так появилась сначала вспышка автоматическая (с точки зрения правильной экспозиции). Для обычной вспышки (или ручного режима у автоматической) приходится, наведя на резкость, делить ведущее число на расстояние до объекта, а потом не забыть поставить на объективе полученное значение диафрагмы. Автоматическая вспышка избавляет от постоянного повторения этих процедур. Но не только в этом ее главное достоинство, важнее значительно более высокая точность экспонирования. Действительно, ведущее число понятие очень обобщенное. Оно справедливо для некоторых средних условий (например, съемка в небольшом помещении со светлыми стенами), определенной геометрии пучка и его направленности, заданных оптических свойств отражателя вспышки и самого сюжета. Строго говоря, когда эти усреднения не соблюдаются, а это бывает часто, нужно не просто вносить в ведущее число поправку, а определить опытной съемкой его новое реальное значение. На практике, увы, как правило, это невозможно, просто нет времени. Другое дело - автоматическая вспышка. Установленный в ней приемник излучения улавливает отраженный от объекта свет и точно определяет момент, когда этого света достаточно для экспонирования данной пленки. После этого схема сама "гасит" вспышку предотвращая передержку и выдавая фотографу сигнал нормальной экспозиции. Отсутствие такого сигнала (обычно - мигающего пару секунд зеленого светодиода) свидетельствует о возможной недодержке и требует изменения условия экспонирования, например увеличения диафрагмы. Контроль нормальной экспозиции возможен и без напрасной траты кадра пленки - только за счет пробной вспышки, куда бы она ни была направлена, например - для рассеяния света - в потолок.
Следующим шагом было создание энергосберегающей или тиристорной автоматической вспышки, которая и является основным вариантом современных зарубежных моделей. Идея этого чрезвычайно плодотворного усовершенствования проста, но реальное воплощение потребовало непростых электронных технологий. В обычной автоматической вспышке в момент гашения остаток энергии питающего конденсатора бесполезно "сбрасывается" в обход генерирующей излучение импульсной лампы. "Пересветки" не происходит, но конденсатор все равно разряжается до нуля и к следующему циклу должен накопить полное количество электричества, а ведь это прямой расход ресурсов источников питания. В тиристорной вспышке происходит не сброс заряда, а его мгновенное отключение от лампы быстродействующим сильноточным полупроводниковым устройством -тиристором. Вся неизрасходованная на вспышку энергия сохраняется в питающем конденсаторе и для следующего цикла нужно только "добрать" истраченную долю. Ресурс источников питания для полезной работы многократно возрастает, а время готовности к новой вспышке сокращается в некоторых режимах до долей секунды. Наличие автоматического режима не исключило у хороших вспышек существования прежнего ручного, когда фотограф имеет возможность сам установить желаемые экспозиционные параметры в соответствии с собственным замыслом. Однако, в таких случаях не всегда требуется максимальная энергия вспышки. Например, для близко расположенного сюжета или высокочувствительной пленки даже минимальная диафрагма может оказаться недостаточно малой. Поэтому предусматривается возможность отбора в ручном режиме лишь части энергии конденсатора (1/2, 1/4, 1/8 ... иногда до 1/128 доли), что уменьшает в нужной степени значение ведущего числа (если фотограф пользуется им для расчетов) и роднит ручной режим с автоматическим, где нужная доля определяется самой вспышкой.
О питании вспышек нужно сказать особо. Хотя сама вспышка - весьма энергоемкий электрический процесс (десятки джоулей при напряжении в триста - пятьсот вольт и силе разрядного тока подчас более десяти ампер -вполне смертельные показатели при поражении человека в случае неисправности или нарушения требований техники безопасности!) исходное питание (через преобразователь напряжения) делают как правило низковольтным или универсальным. Четыре "пальчиковые" батарейки типа 316 могут при общем напряжении всего 6 вольт обеспечить до сотни экспозиций со вспышкой, а возможность использовать вместо них никель-кадмиевые аккумуляторы не только дополнительно сокращает время готовности, но (при наличии сетевого зарядного устройства) вообще снимает проблему запасных источников питания. Впрочем, в некоторых более простых моделях аккумуляторы применять нельзя, о чем предупреждается в описании или специальной наклейкой прямо в батарейном отсеке вспышки. Этот запрет существенен -слишком большой зарядный ток от аккумуляторов (они имеют меньшее внутреннее сопротивление, чем сухие щелочные батарейки) может при частых вспышках привести к перегреву схемы и способен вывести вспышку из строя. Универсальное питание предусматривает возможность использования более емких внешних источников питания постоянным током (вплоть до высоковольтных батарей или аккумуляторов) или создает возможность прямого питания от сети.
Создав вспышку тиристорную, конструкторы вплотную взялись за ее наиболее плотную привязку к аппарату, по сути дела создание единой системы "камера-вспышка". Соответствующие модели получили название "согласованных" (dedicated flash) и стали предназначаться лишь для определенных типов камер, потеряв былую универсальность. А по обилию выполняемых операций и самостоятельности "мышления" новейшие вспышки называют еще и компьютерными. Кроме основного синхроконтакта в полозках аппарата ("горячем башмаке", как его именуют в зарубежной литературе), появились дополнительные, причем по мере усложнения согласования вспышки с камерой число их стало лавинообразно расти. Простейшие согласование сводится к тому что включение вспышки вызывает автоматическое переключение аппарата на кратчайшую синхронизированную выдержку и запускает в действие сигнализацию готовности вспышки в окуляре камеры. Однако, ручная установка нужной в данной ситуации диафрагмы остается заботой фотографа. Но и эта забота отпадает, если вспышка работает по системе TTL, т.е. через объектив камеры. Это и есть тот случай, когда о ее существовании фотограф при съемке может просто забыть. Камера и вспышка сливаются в единый агрегат, где система измерения экспозиции аппарата реагирует на все имеющееся освещение сюжета и автоматика камеры выключает вспышку при достижении "правильной" экспозиции от всех источников сразу будь они импульсные или непрерывные Сочетаясь с программной экспозиционной автоматикой, система "камера-вспышка" способна и сама выбрать рабочую диафрагму если фотограф не предпочтет сделать это по собственному желанию (автоматический экспозиционный режим приоритета диафрагмы). Самые тяжелые творческие задачи в условиях смешанного освещения и с участием вспышки (например, дозированная подсветка теней в солнечный день) решаются в такой системе без обременительных вычислении и с достаточной аккуратностью.
Смешанное освещение потребовало синхронизацию по возможности на все более коротких выдержках. Вспомним, что в аппаратах с центральными (межлинзовыми) затворами, которые экспонируют всю площадь кадра одновременно, электронная вспышка эффективна при любых выдержках. Однако с фокальными (шторными) затворами (кроме особого случая, о котором мы скажем далее), когда площадь кадра экспонируется последовательно пробегающей перед пленкой щелью, вспышка должна включаться только при выдержках, когда все кадровое окно полностью открыто (первая шторка уже ушла, а вторая еще не начала движения). Иначе вместо экспозиции всего кадра вспышка проэкспонирует более-менее узкую полоску соответствующую ширине щели затвора при данной выдержке. Это довольно частая ошибка начинающих фотографов, забывающих перевести головку выдержек при съемке со вспышкой. Если такая кратчайшая синхронизированная выдержка 1/30 сек (удел до сих пор выпускающихся "Зенитов"), то при ярком солнце никакой "подсветки теней" вспышкой не получится из-за общей передержки даже при минимальных диафрагмах. Поэтому синхронизация на 1/125-1/250 сек дает фотографу дополнительные изобразительные возможности с импульсной подсветкой, а также бывает полезна при съемке быстро-движущихся объектов.
Последнее поколение зеркальных камер имеет минимальные выдержки 1/8000 сек и даже меньше. Хотя такие выдержки на практике нужны крайне редко, они позволяют сделать снимки уникальные, например "заморозить" движение реактивного лайнера на посадочной полосе. Для таких неординарных снимков бывает нужна и подсветка вспышкой, сохраняющая предельную скорость затвора - задача выходящая за рамки шаблонных возможностей. Проблема эта решается" растяжением длительности вспышки на все время пробегания щели затвора через кадровое окно. Кадр экспонируется полностью с выдержкой, задаваемой шириной и скоростью движения щели, однако ведущее число вспышки заметно падает. Ведь одна и та же световая энергия из обычного импульса - высокой, но узкой "горы" превращается в невысокий, но широкий "холм".
Но на этом конструкторские изыски отнюдь не кончились. Желание осветить сюжет отраженным светом родило "bounce flash" - вспышку с поворотной головкой. Рассеиватели из матового материала, причем различной конфигурации, в некоторых пределах смягчают высокий контраст, присущий прямому свету вспышки и увеличивают угол освечивания, позволяя использовать блиц с широкоугольной оптикой (в предельном случае до объективов с фокусным расстоянием 20 мм!). Отражающие козырьки и другие насадки вплоть до небольших зонтиков также меняют распределение светового потока и часто применяются при портретной съемке. Цветные фильтры окрашивают свет вспышки, создавая новые эффекты в рекламной фотографии или особых видах съемки, например при стробоскопической регистрации движения. Желание иметь одновременно и прямой и отраженный свет от одной вспышки привело к очень модным лет десять назад конструкциям с двумя импульсными лампами - более мощной в поворотной головке и относительно слабой на передней стенке, свет от которой всегда направлен прямо в сторону объекта. Повышению эффективности использования светового потока способствуют зум-головки, изменяющие угол расхождения потока излучения от величин, соответствующих широкоугольникам (28-35 мм) до небольших телевиков (135 мм), Естественно, что от положения зум-головки зависит и ведущее число, что следует учитывать при работе в неавтоматическом режиме. Крайний случай вариации светоголовок, в которых размещается импульсная лампа, сводится к их полной замене в зависимости от задач съемки. Такую возможность дают наиболее сложные и дорогие профессиональные вспышки, в комплекте которых имеется несколько светоголовок с разными характеристиками: обычная: широкоугольная; с переменным углом освечивания (зум); с генерацией невидимого инфракрасного излучения для научных и криминалистических съемок на инфрахроматической пленке; с диффузным световым пучком; с кольцевой импульсной лампой для бестеневой макрофотографии; наконец, с шаровой лампой ненаправленного свечения. Возможны, конечно, и другие варианты.
В системе "камера-вспышка" последняя не может отставать в своей автоматизации от первой. Появились автофокусные зеркалки и согласованные с ними вспышки сразу приобрели дополнительный очень темный инфракрасный глаз, измеряющий в темноте расстояние до объекта и отмеряющий этим энергию последующей вспышки. Возможности камеры превзошли сказочные мечты прошлого ; даже не видя кота в угольном погребе вы можете снять его не только резко, но и с правильной экспозицией... А если на камере стоит зум-объектив, то зум-головка вашей вспышки опять-таки автоматически будет изменять угол освечивания в зависимости от фокусного расстояния объектива. Вспышка, реализующая все эти почти невероятные возможности, является прибором сложным и не дешевым. Принцип "укомплектуй сам" восторжествовал и здесь : независимые производители вспышек стали снабжать их сменными модулями для соединения с камерами разных фирм и моделей. Такой модуль полностью согласует оба изделия, реализуя потенциальные возможности тандема, а его замена позволяет получить эти же блага с камерой иного типа или модели. Удобно? Безусловно... хотя изготовители камер делают свои вспышки без всяких сменных модулей, придерживаясь уже упомянутого принципа - только товар одной фирмы предохранит вас от возможных неприятностей.
Электрический разряд в инертном газе (неоне) дает свет по спектральным характеристикам почти совпадающий (при параметрах газа в импульсной лампе) с дневным (цветовая температура 5500К). Однако, съемка со вспышкой на пленках для дневного света, особенно цветных обращаемых, часто дает на изображении заметный синеватый оттенок. Особенно резко он проявляется при небольшой недодержке. Главная причина связана с тем, что характеристики пленки не рассчитаны на слишком короткие времена экспозиции - в некоторых режимах длительность вспышки, особенно небольших энергий составляет всего 1/50000секунды! Это несоответствие вызывает искажение цветопередачи даже при номинально "правильных" экспозициях и точном подобии спектрального состава излучения солнечному свету Поэтому в ряде случаев свет вспышки полезно сделать чуть желтее. Некоторые любительские модели (фирмы Санпек, например) называемые "золотистыми" уже имеют окрашенный в слабый янтарный свет отражатель или такого же оттенка защитную пластину выходного окна. Однако, необходимого эффекта легко добиться установленным прямо на вспышке наиболее слабым желтым конверсионным фильтром типа Кодак 81А (сдвиг цветовой температуры - 18 мирекс), которыми легко снять, если потепления цветопередачи не требуется.
Отметим еще некоторые возможности современных блицев. Синхронизация при длительных выдержках позволяет даже в сумерках, на закате или ночью проработать общий план, а затем вспышкой правильно экспонировать лицо девушки, стоящей вблизи. Несколько импульсов на один кадр (стробоскопическая съемка) запечатлеют на темном фоне разные стадии движения танцора или гимнастки. Съемка быстрого движения с обычной синхронизацией по первой шторке (когда затвор открылся) при длительной выдержке вместе с "замороженным" объектом в момент вспышки создаст смазанность перед резким изображением, это вызывает впечатление, что объект движется назад. Появившаяся теперь во многих моделях синхронизация по второй шторке вызывает срабатывание вспышки, когда затвор начинает закрываться. Это создает смазанность (трек) позади объекта, вызывая полное ощущение его движения вперед. Возможны и другие интересные эффекты при синхронизации по второй шторке. Предоставим читателям самостоятельно раскрыть эти возможности и напоминаем о приглашении участвовать в конкурсе нашего журнала на необычные снимки. Условия конкурса опубликованы на первой странице двух предыдущих номеров, В некоторых новых вспышках (Сигма ЕФ-430) предусмотрена даже возможность создавать "искорки" в глазах снимающегося, свидетельствующие о хорошем настроении и добром здравии. Однако, это уже пожалуй перебор, тем более, что снимок все равно отличается от сделанного в хорошую солнечную погоду
По мере все большего усложнения замера экспозиции в камерах (как же снимали, причем хорошо снимали раньше - с ручной установкой выдержки и диафрагмы и простейшим отдельным экспонометром?) усложняется и связь сложнейших электронных схем аппарата и блица. В Никоне N 90 впервые использована пространственная матрица замера яркостей. Измерительная схема отбрасывает все детали сюжета, находящиеся вне зоны фокусировки, например свет направленного прямо в объектив прожектора, но находящегося на заднем плане не будет принят во внимание. Это новшество перенесено и на вспышку SB-25. Последняя за ничтожную долю секунды до основной съемки выдает измерительную предвспышку результаты которой оцениваются пятиэлементной матрицей по отражению от шторок затвора. В измерении определяется, в какой зоне и на каком расстоянии находится сюжетно важный объект, и какую вспышку следует дать для главной экспозиции. Игнорируются "второстепенные" детали с аномально высоким или низким отражением, например зеркало рядом со снимаемым человеком или чернота пустого пространства до горизонта. Утверждается, что если ранее существовавшие методы автоматизации со вспышкой гарантировали семь безукоризненных снимков из десяти, то с новыми возможностями их количество возрастает до девяти.

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ФЛЕШГАНА.

Электронные вспышки выпускают сейчас многие фирмы. Производители камер делают их для своих аппаратов, независимые фирмы - для камер самых разных моделей. Среди наиболее известных можно назвать Метц, Вивитар, Санпек, Ханимекс, Квантум и др. У каждого изготовителя целая серия моделей, отличающихся энергией вспышки (обычно от 10 до 250 джоулей), уровнем автоматизации (от простейших до полностью согласованных), конструкцией, предназначением для разных аппаратов и разных видов съемок. Как правило, вспышка вставляется в полозки аппарата, где автоматически подключается к центральному синхроконтакту. Некоторые модели дополнительно имеют синхронизирующий кабель, что бывает просто необходимо при работе со среднеформатными камерами или старыми аппаратами, не имеющими центрального синхроконтакта. Наиболее мощные профессиональные вспышки (их называют "молотковыми") крепятся на специальном кронштейне сбоку от камеры. Они сами представляют целую систему максимально расширяющую возможность использования. Так, одна из популярных вспышек Санпек Ауто 622 Супер Про Систем включает корпус, соединяемый с камерой сменными кронштейнами. Приставные и выносные блоки питания предназначены для батареек или никель-кадмиевых аккумуляторов и включают высоковольтную батарею 510 вольт и футляр высоковольтного питания. Сетевой адаптер для питания от сети 110-240 вольт и зарядные устройства разной производительности со временем полной зарядки от 1 до 8 часов завершают систему питания. Сменные согласующие модули позволяют полностью автоматизировать вспышку с любой современной камерой, а набор сменных светоголовок, фильтров и зонтичная насадка удовлетворяют почти любые требования к формированию светового пучка. Дополнительные синхрокабели служат для синхронизации нескольких вспышек сразу или для работы с выносной вспышкой. Дополнительные приспособления выпускаются и для более простых вспышек, так что фотограф может выбрать вариант в соответствии со своими требованиями, тем более что ассортимент продукции только крупных фирм превышает на прилавках одновременно сотню моделей. За рубежом вспышки подразделяются на несколько групп, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Начнем с наиболее простых.
Несогласованные крепящиеся на камере вспышки.
Это простейший вариант от совсем маленьких неавтоматических светильников размером чуть не в спичечный коробок, которые всегда можно носить в кармане, до вполне разносторонних тиристор-ных моделей с поворотными зум-головками. Их преимущества: относительная дешевизна; простота обращения; постоянная пригодность для любой камеры; легкость работы в ручном режиме. Недостатки: отсутствие передачи информации от вспышки в видоискатель камеры; не всегда достаточная точность экспозиции из-за отсутствия TTL-режима, особенно с телеобъективами или при макросъемке; могут не использоваться некоторые имеющиеся в камере возможности совместной работы со вспышкой: как правило эти вспышки не имеют информативных жидкокристаллических дисплеев, звуковых предупреждающих сигналов и других современных методов "общения" с фотографом.
Примеры: Metz32Z-1; Sunpak 1600A, Sunpak 383 Super; Vivitar 16A; Vivitar 285HV; Unomat B24CT
Согласованные крепящиеся на камере вспышки.
Обычно они работают и в режиме TTL, передают в видоискатель информацию о готовности вспышки и достаточности экспозиции, удобно отражают диапазон автоматической работы для разных диафрагм и чувствительностей пленки, а также могут использоваться с разными аппаратами. Но иногда они имеют не полный из всех возможных объем согласования для определенных камер, дороже несогласованных моделей, в реализации ручного режима мог/т запутать и опытного фотографа, и наконец, иногда снабжены большим количеством возможностей, чем вам нужно на самом деле.
Примеры: Contax TLA 140; Metz 32 Z-2; Minolta 280PX; Nikon SB-16A/B; Pentax AF-160SA; Sunpak 433 Auto; Vivitar 550FD
Согласованные автофокусные вспышки.
Наиболее совершенный вид для наиболее современных камер. Автоматическая экспозиция как в режиме TTL, так (часто) и во всех других экспозиционных режимах, включая ручной; все виды согласования с камерой; простое использование в основных автоматических экспозиционных режимах; обычно снабжены дополнительным инфракрасным источником для облегчения автофокусировки, причем этот источник может работать независимо от вспышки, например при съемке в условиях "имеющегося освещения"; со сменными модулями одна вспышка может использоваться с различными моделями фотокамер; часто снабжены моторизованной зум-головкой и допускают синхронизацию по второй шторке. Однако, если вспомогательный инфракрасный источник расположен в сменном модуле, для него требуется отдельный источник питания; Вообще, такие вспышки потребляют очень много энергии, уходящей на вспомогательные операции; ручной режим также может быть слишком осложнен, а его пояснения часто бывают недостаточно полными; как и раньше, набор возможностей вспышки может заметно превышать потребности фотографа.
Примеры: Canon 300EZ; Canon 540EZ; Metz 40М2-2; Minolta 5400 HS; Nikon SB-26; Olympus G40; Pentax AF-500FTZ; Sigma EF 430 Super; Sunpak 444D Auto; Vivitar 836 AF; Unomat 280 AF.
Несогласованные отдельно монтируемые вспышки.
Это конструктивно прочно сделанные, мощные, относительно недорогие изделия, рассчитанные на широкий выбор источников питания, с малым временем перезарядки (доли секунды), большими дополнительными возможностями (полное рассеяние света, сменные головки, дополнительные светоголовки и т.п.). Однако, они не используют некоторые автоматические возможности камеры, не работают по режиму TTL, тяжелы и менее легкр управляемые по сравнению со вспышками, крепящимися на камере.
Примеры: Metz 45 Cl-1; Sunpak Auto 544.
Согласованные отдельно монтируемые вспышки, наконец. Это истинные флешганы наших дней, они предельно универсальны и почти не имеют недостатков. С ними реализуется автоматический режим TTL, со сменными модулями они подходят к любой камере, мощны, очень быстро заряжаются, могут питаться от самых разных источников. Правда, они относительно тяжелы, дороги и сложны в управлении. Но можно ли считать 700-800 граммов реальной тяжестью при ведущем числе около 60 и дальнобойности в автоматическом режиме на 30-40 метров?
Примеры: Canon 480 EG; Contax TLA 480; Metz 45 Cl 3; Nikon SB-11; Pentax AF-400T; Quantum Qflash: SunpakAuto 555.
Хотя возможности вспышек традиционной для наших дней формы велики, некоторые производители вернулись вдруг в профессиональной группе к варианту первых лет, только на современном уровне автоматизации. Вместо закрытой световой головки опять появился открытый рифленый рефлектор с мощной спиральной лампой в его центре, подобный вспышкам студийного типа (Bare Bulb). Как утверждает реклама, такая вспышка обеспечивает наилучшие условия при отраженном освещении, избавляет фотографа от забывчивости, возможной в некоторых режимах традиционных вспышек (например, изменения положения зум-головки) и особенно оперативна в портретной, свадебной и событийной съемке. Осуществилась давняя мечта профессионалов - студийное качество света от портативной вспышки...
Среди немногих моделей подобного типа лидирует пожалуй Ку-флеш (Q-flash) фирмы Квантум, США. Эта вспышка, напоминающая миниатюрную модель антенны дальней космической связи, имеет 19 уровней энергии в ручном режиме, 25 значений возможных рабочих диафрагм в автоматическом режиме (от 1:1,4 до 1:22 с шагом 1/3 ступени) вместо обычных 3-4 диафрагм, экспозиционную автоматику в режиме TTL и стробоскопический режим со всеми профессиональными камерами, информативный жидкокристаллический дисплей со значениями ведущего числа, длительности вспышки, глубины резко изображаемого пространства со вспышкой, готовность вспышки и сигнал правильной или неправильной экспозиции (повторяемый звуковым зуммером). Энергия 150 джоулей, ведущее число 50 для пленки 100 ИЗО, причем в модернизированной модели (X) энергия увеличена в автоматических режимах до 400 джоулей - вполне студийный показатель! Для питания этой вспышки (впрочем, как и для других блицев) Квантум выпускает специальные батареи (например, Турбо), которые обеспечивают почти мгновенную перезарядку и позволяют вести непрерывную съемку даже в моторных режимах камеры. Ее прейскурантная цена около 500 долл. однако все вспышки на самом деле как говорят в нераспечатанном виде можно приобрести значительно дешевле, за две трети или даже за половину прейскурантной стоимости. Среди продукции крупных фирм имеются специальные вспышки для съемок с близкого расстояния и макросъемки. Обычно это кольцевая лампа, которая окружает переднюю линзу объектива и дает плоское бестеневое освещение. Это не всегда желательно, поэтому в лучших конструкциях вспышка по-прежнему окружает объектив, но состоит не из единого кольца, а из четырех прямых трубок с индивидуальной регулировкой энергии. Изменяя соотношение яркости всех ламп можно добиться желаемого распределения теней и подчеркнуть объемность сюжета съемки. Отдельно также стоят вспышки для подводной фотосъемки, отличающиеся полной герметизацией, большой мощностью и чрезвычайно высоким уровнем электрической изоляции. С мощными переносными вспышками соседствует студийное осветительное оборудование, которое также сейчас строится на импульсных лампах большой энергии - 400 и более джоулей. Но это уже специфическая тема, которая заслуживает отдельной статьи. Наш рассказ был бы не полон, если не упомянуть изделия, находящиеся на противоположном краю шкалы энергии - повсеместно используемые ныне маленькие вспышки, встроенные прямо в фотокамеру Раньше это был удел компакт-камер или, вульгарно - "мыльниц", рассчитанных на самого массового потребителя. Теперь эту моду переняли и создатели однообъективных зеркалок любительского и (реже) полупрофессионального уровня, где место такой маломощной вспышечки, иногда размещаемой на подъемном кронштейне, нашлось у переднего торца пента-призмы. Подобный осветитель не заменяет, в общем, настоящую большую вспышку но по опыту не является все-таки лишним. Во-первых, он позволяет сделать снимок (может быть не идеальный, но все-таки сделать) в неожиданных условиях общей недостаточности освещения. Во-вторых, работая вполне автоматически, такая лобовая вспышка подсвечивает тени в условиях повышенного контраста или контрового освещения. Но этот прямой, расположенный вплотную к объективу пучок света создает и непростую проблему "красных глаз", с которой приходится бороться специальными приемами. Красные глаза - визуально очень неприятный дефект изображения, когда на портрете зрачки снимаемого имеют адский огненный цвет. Это связано с отражением света вспышки от задней стенки глаза, сетчатая оболочка которой имеет яркий красный цвет (вспомните зеленые изумруды кошачьих или собачьих глаз в свете фар на обочине ночной дороги, причина та же самая, только цвет иной).
Для устранения или хотя бы снижения этого эффекта можно разнести подальше оси вспышки и объектива (что не всегда возможно у встроенных вспышек), не смотреть прямо в объектив во время съемки или сузить расширенный в полутьме зрачок до нормальных размеров. Последнее достигается специальной лампочкой, светящей перед самой съемкой от камеры в глаза страдальца или одной (реже - несколькими) слабыми "предвспышками", сужающими зрачки перед основной экспозицией. Существование нескольких способов свидетельствует лишь об отсутствии одного, но надежного. Предвспышка, например, создает заметную задержку между нажатием спусковой кнопки и собственно экспозицией (до секунды и более), что для опытного фотографа не только непривычно, но может нарушить реальный замысел снимка. Встроенные вспышечки тоже пытались усложнить. Широкий угол для объектива с фокусным расстоянием 28 мм (Никон 5005), сдвоенные импульсные лампы с разной энергией, причем более слабая предназначена для съемок с близкого расстояния. Однако и это не спасало дела и нормальную вспышку как третий ствол рекомендовалось насаживать над двумя встроенными (Олимпус JS-1).
Возвращаясь к обычным вспышкам, вспомним, что одна вспышка, будь она трижды поворотной и снабженной любыми насадками, не может дать такого светового рисунка как несколько. Поэтому возможность одновременной синхронизации двух - трех, а то и четырех разнесенных пространственно осветителей является практически нужной. В схемах, предлагаемых например Никоном, это достигается разветвлением синхронизирующего кабеля. Возможна также беспроводная синхронизация импульсом от основной установленной на аппарате вспышки. Для этого служат либо отдельные синхронизаторы, либо специальные приемники прямо на корпусе вспышек (Никон SB 26) Экспозиция при съемке со вспышкой проста только в случаях развитой автоматики в системе "камера-вспышка", а именно при наличии TTL - замера. Тогда не существенны ни повороты головок (освещение отраженным светом), ни количество вспышек вообще. Если измерения через объектив нет, не обойтись без хорошего экспонометра для импульсного освещения (флешметр). Точность таких приборов (например, фирмы Минольта) достигает 1/10 ступени экспозиции.

"НЕ ВЛЕЗАЙ - УБЬЕТ"

Вспышка - не мачта высокого напряжения, но мертвая голова предупреждения об электрической опасности была бы крайне уместной на ее корпусе (у первых моделей, кстати, сигнал молнии имелся почти всегда). Забудем сейчас о сказочных возможностях, которым мы посвятили предыдущие страницы, и посмотрим на вспышку только как на электрический прибор, находящийся в наших руках. Без преувеличения, среди всех вещей, с которыми фотографу приходится иметь дело при практической съемке, вспышка - наиболее опасная в самом прямом смысле, причем в крайнем своем проявлении - создающая реальную угрозу вашей жизни. И эта опасность лишь усиливается свойственным всем нам пренебрежением к ее существованию, постоянному "расчету" на всемогущее "Авось". Помните ли вы, что любой электрический прибор, даже если он не работает, стареет и приходит в негодность исключительно от потери своих электрических качеств (ухудшение изоляции до опасности короткого замыкания, окисление контактов, изменение характеристик радиотехнических деталей и т. д.)? Вспоминаете ли вы, что любой электрический прибор превращается в настоящую гранату с выдернутой чекой при несоответствующих условиях эксплуатации? Повышенная влажность, дождь, съемка в ванной комнате или рядом с заземленной трубой - типичные примеры работы фотографа, когда он и не вспомнит, что в его руках электрический прибор с весьма неприятными возможностями. Беспечность только усиливается от изящного, лишенного каких-либо проводов внешнего вида вспышки, в которой и электричества всего-то четыре маленьких батарейки...
И тем не менее, ее немалая энергия откуда-то берется и где-то хранится, "[де-то" - это электролитический накопительный конденсатор большой (по обычным радиотехническим понятиям - очень большой!) емкости и весьма большого напряжения. В этот же контур входит импульсная лампа, ти

Категория: Фототехника | Добавил: Life-Is-Good (2006-07-03)
Просмотров: 2520 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: