Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Всё о панорамах [1]
Фототехника [2]
Практика [5]
Макрофотография [4]
Разное [2]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив ]

Всего ответов: 33

Вы вошли как Гость
Текущая дата: Воскресенье, 2017-11-19, 9:03 PM

Начало » Статьи » Практика

Практика: приручаем фотовспышку
Для того чтобы получить хороший и качественный снимок на цифровую камеру при соответствующей выбранной чувствительности должно попасть точно определенное количество света. Иначе снимки получатся либо темными, либо пересвеченными. Система экспозамера камеры определяет уровень освещенности объекта съемки или количество света, которое попадает на матрицу. Затем определяются выдержка и диафрагма, которые оптимально дозируют количество света, попадающего на матрицу или пленку. Если объект освещен недостаточно, нужно увеличить выдержку затвора камеры. Когда выдержка больше 1/30 секунды, понадобится штатив, иначе даже небольшое движение рук приведет к тому, что снимок получится нечетким. Но если вы будете снимать со штатива на длинной выдержке движущиеся объекты, на снимке они получатся нерезкими, в то время как неподвижные объекты: памятники, здания и т.д. получатся достаточно четкими.

В таких ситуациях фотографа выручает вспышка. У вспышки короткий, но мощный яркий импульс, которого хватает, чтобы как следует осветить объект на небольшом расстоянии. Сегодня все фотокамеры любительского и полупрофессионального класса имеют встроенную вспышку.

Встроенные вспышки можно разделить на две подгруппы. У первой отражатель находится на передней панели фотоаппарата – обычно такое решение применяется в ультракомпактных, крошечных портативных камерах. Это не самая удобная конструкция: можно случайно вспышку закрыть рукой; из-за того что вспышка расположена близко по отношению к объективу, на портретах появляются «красные глаза», да и мощность, дальность действия, рассеивание света недостаточны для большинства ситуаций.

Этот снимок явно темноват – не хватило света, и вспышка могла бы спасти кадр

Второй тип встроенных вспышек – это pop-up-вспышки. Когда вспышка не задействована, она скрыта в корпусе камеры и защищена от внешних воздействий довольно хорошо. Если вам потребуется сделать снимок со вспышкой, она выдвигается вверх над корпусом. Соответственно, расстояние между вспышкой и объективом у такой конструкции больше, чем у жестко встроенной. Такого типа вспышки установлены в более дорогих моделях компактных камер, а также в зеркальных камерах любительского и полупрофессионального класса.

Наличие встроенной вспышки – это преимущество, которое довольно часто используется. Но одновременно все встроенные вспышки, даже самые удачные, имеют различные недостатки. Сама по себе встроенная вспышка очень маленькая по габаритам и мощности. Ее дальнобойности хватает на расстояние до 4-6 метров в зависимости от модели камеры. «Красные глаза» практически всегда гарантированы, и никуда от них не деться, если используется встроенная вспышка. Остается исправлять этот недостаток в графическом редакторе, что не всегда удобно, особенно когда приходится обрабатывать много снимков.

С художественной точки зрения встроенная вспышка дает абсолютно неудачное освещение. Этот свет слишком направленный и жесткий. Объекты получаются плоскими и некрасивыми.

Встроенная вспышка работает от того же источника питания, что и фотокамера, именно поэтому аккумулятор при использовании вспышки разряжается намного быстрее, чем если бы вы снимали без вспышки. И еще встроенная вспышка заряжается долго – приходится терпеливо ждать, прежде чем сделать следующий кадр. На практике это часто создает неудобства и есть риск, что может быть пропущен интересный кадр при съемке динамичных сюжетов, например свадеб, вечеринок, спортивных соревнований и т.д.

Снимок пересвечен – на матрицу попало слишком много света

Чтобы избавиться от всех вышеперечисленных проблем, рекомендуется использовать внешнюю вспышку. У встроенной же есть одно очень полезное применение: режим заполняющей вспышки при съемке портретов в яркий солнечный день или съемке в пасмурную погоду. И все же внешняя вспышка дает несравнимо лучший результат.

Однако нужно учитывать, что внешняя вспышка работает далеко не со всеми цифровыми фотокамерами. Только аппараты достаточно высокого класса годятся для работы с ней. У камеры должен быть синхроконтакт для подключения внешней вспышки или «горячий башмак», позволяющий укрепить вспышку над камерой.

Синхроконтакт позволяет подсоединить кабель, который подключается другим концом к внешней вспышке. Когда она получает управляющий сигнал от камеры, то мгновенно вспыхивает. Синхроконтакт удобен при использовании студийных источников импульсного освещения.

Внешняя вспышка, направленная в потолок, дает мягкий, рассеянный свет, благодаря этому можно также избежать эффекта "красных глаз"

Существуют также специальные кронштейны, которые позволяют присоединить внешнюю вспышку к фотокамере на некотором расстоянии. Для соединения используется синхрокабель. При таком расстоянии вспышки и объектива эффект «красных глаз» уже не страшен.

Если в камере есть разъем «горячий башмак», внешняя вспышка во многих случаях будет очень полезной покупкой. Особенно если вы снимаете в помещении – здесь, как правило, более полезной окажется именно внешняя вспышка. В условиях плохого освещения, ночью, вечером толку от внешней вспышки будет больше. Также она будет полезна при съемке движущихся объектов – спортивных сцен и т.п.

Встроенная вспышка pop-up

Вспышка окажется полезной для подсветки теней во время съемки в контровом свете, например если вы снимаете портрет против солнца. А также при съемке портретов на ярком солнце – чтобы убрать глубокие тени. Вспышка поможет исправить цветопередачу, когда вы снимаете объект, освещенный разноцветными источниками: цветными лампами, прожекторами. Во многих других случаях вспышка окажется полезной для эффектной подсветки.

Внешней вспышкой пользоваться гораздо удобнее и приятнее, чем встроенной, она обеспечит намного более качественный результат. Но ее есть смысл покупать в том случае, если вы ее будете использовать часто, а не от случая к случаю.

Внешняя вспышка позволяет осветить объект на десять и более метров. Во внешней вспышке применяются, как правило, аккумуляторы типа АА. Если установить достаточно мощные источники питания, то их суммарного заряда хватит надолго, и вы сможете весь день снимать, не думая о питании вспышки. А скорость зарядки конденсаторов вспышки достаточная для того, чтобы сразу сделать следующий снимок.

Во многих внешних вспышках рефлектор поворачивается вверх, влево, вправо, что дает возможность получить более мягкое освещение отраженным светом. Также во вспышке есть функция подсветки автофокуса камеры. Бывает функция пилотного света, дающая возможность ориентироваться в полной темноте. Вспышка при этом дает серию слабых импульсов с высокой частотой и большой длительностью.

Информационная панель вспышки – кнопки управления и ЖК-дисплей

Есть очень интересный режим стробоскопа – это серия из нескольких импульсов с фиксированной яркостью и частотой. Его можно использовать для получения творческих эффектов – на снимках получится шлейф, фазовое движение.

Внешние вспышки часто оснащены информативным ЖК-дисплей, который находится сзади и позволяет фотографу получать всю необходимую информацию. Там же находятся кнопки управления.

Не забывайте выставлять правильный баланс белого, иначе цвета на снимке сильно исказятся

Стоимость вспышки варьируется в зависимости от функциональности и характеристик и может составлять от 100 до 600 долларов. Каждая фирма, производящая зеркальные камеры, выпускает несколько моделей вспышек для своих камер от простых до наиболее совершенных с большими возможностями. Современные вспышки обмениваются с фотокамерой данными, получая параметры съемки. Это дает возможность точно выставить параметры экспозиции, регулировать вспышку.

Во вспышках ведущих производителей фототехники применяется традиционная технология замера экспозиции TTL (Through The Lens). У Canon и Nikon система не только измеряет свет, проходящий через объектив, но еще и предварительным импульсом света корректирует мощность основного. Такие вспышки у Canon обозначаются «E-TTL». Технология «E-TTL II» более совершенна, она учитывает еще и расстояние между объектом съемки и объективом. У Nikon подобная система называется i-TTL, помимо расстояния она учитывается еще и контраст объекта.

Удобно, когда головка вспышки может поворачиваться

Перед тем как приобрести вспышку, нужно внимательно прочитать инструкцию к камере и убедиться, что выбранный тип поддерживается камерой, и они совместимы. К примеру, вспышки Nikon не будут работать с камерами Canon, Olympus. И наоборот. Каждый производитель старается выпускать принадлежности, которые подходят к «родным» фотокамерам. Внешнее сходство гнезд для вспышек еще не говорит о том, что вспышка будет корректно работать.

Конечно, существуют и исключения. Есть сторонние производители – такие как Sigma, Unomat, Metz и др. Их продукция значительно дешевле, чем «родные» вспышки.

Параметры такой продукции обычно вполне приемлемые. Одна и та же модель может иметь исполнение для разных марок фотокамер: отдельно для Canon, Nikon, Pentax. Можно приобрести модель, которая подходит ко всем камерам с помощью адаптеров и переходников. Например, с помощью дополнительного адаптера вы можете использовать с камерами Nikon и Canon вспышку фирмы Metz Mecablitz 54 MZ-4i.

Разъем вспышки для крепления к камере

Нет смысла покупать самую дорогую и сложную вспышку, чтобы использовать ее с камерой низкого класса. Немалая часть возможностей вспышки просто не будет реализована с такой камерой. Не стоит пытаться установить на современную цифровую камеру старую вспышку. Напряжение синхронизации у вспышек и камер могут меняться в больших пределах: от 4 до 240 вольт. Если вы установите вспышку с высоким напряжением синхронизации на камеру, которая предусматривает низкую синхронизацию, то вы испортите камеру – она просто выйдет из строя. Так что забудьте о старых, в том числе и о советских вспышках. К современным камерам их нельзя подключать напрямую, только при помощи переходника – светосинхронизатора. Старая внешняя вспышка при этом не будет иметь электрического контакта с камерой.

С помощью разветвителя можно использовать несколько внешних вспышек. Сам светосинхронизатор рассчитан на определенное напряжение синхронизации, но при этом вы лишаетесь автоматики в определении экспозиции и придется экспериментальным путем выставлять диафрагму и выдержку.

Наиболее оптимальным решением будет приобрести вспышку той же марки, что и камера. «Родная» вспышка будет работать более точно и корректно. Каждой камере соответствует одна модель вспышки от своего производителя. Более мощная модель может, и скорее всего не будет поддерживать все возможности со стороны фотоаппарата. А более слабая не поддержит режимы, которые позволяет реализовать сама камера.

Иногда при работе со вспышкой от «стороннего» производителя могут возникать сбои, проблемы. Так, например, вспышка может не сработать раз на сто снимков. Иногда может пропустить целую серию нажатий. Обычно в таких случаях помогает простое включение-выключение вспышки. Иногда нужно выключить и включить камеру. Дальше вспышка будет работать как и прежде стабильно.

Горячий башмак на камере для крепления внешней вспышки

Мощность вспышек определяется ведущим числом. Чем оно выше, тем ярче импульс вспышки. Ведущее число определяется умножением используемого диафрагменного числа на расстояние в метрах до объекта, который может осветить вспышка. В среднем ведущее число вспышек 10-50. Оно указывается в названии вспышки. Например, у вспышки Canon Speedlight 580EX это значение – 58, у Canon Speedlight 550EX – 55, у Nikon SB-800 – 38, у Nikon SB-600 – 30, Mecablitz 54 AF-1 Digital – 54.

Ведущее числа позволяет определить светочувствительность. Если вы хотите определить, на каком расстоянии будет эффективна вспышка, нужно разделить ее ведущее число на минимальное диафрагменное число, которое можно установить на объективе. Если на объективе установлено значение 1:5,6, то диафрагменное число в этом случае будет 5,6. Нужно разделить ведущее число вспышки, например 50, на 5,6. Получаем 50/5,6= 8,9 метра.

Этот расчет для светочувствительности 100 ISO. Если мы увеличим чувствительность матрицы в два раза, то расстояние эффективной работы вспышки увеличится в 1,4 раза. Повысив чувствительность матрицы до 200 ISO, получаем увеличение эффективной съемки до 12,46 метра.

Выдвигающийся рассеиватель света на вспышке

Головка вспышки может зуммироваться, и поток света будет идти узким углом. При съемке с положением объектива «теле» поток света сузится, и положение рефлектора изменится, что обеспечит возможность увеличения дальности съемки со вспышкой.

Если снимаете спортивные соревнования или планируете сюжет с заданной глубиной резкости, то вам будет необходима скоростная синхронизация. Эта опция даст возможность решить задачу, которая характерна для внешних вспышек. Они ограничены скоростью синхронизации 1/250 с, но профессиональные вспышки могут продолжительно и равномерно освещать объект, и время экспозиции уже не играет главенствующую роль.

Если нужно, то несколько вспышек могут заменить студийный свет. Главная или ведущая вспышка, которая установлена на камере - master, будет управлять дополнительными или ведомыми – вспомогательными (slave), которые подсвечивают объект с разных сторон. Их светочувствительные датчики должны быть направлены на главную вспышку. При срабатывании основной одновременно вспыхнут все остальные вспышки.

Источник - ZOOM

Категория: Практика | Добавил: Life-Is-Good (2006-06-23)
Просмотров: 1635 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0