Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Всё о панорамах [1]
Фототехника [2]
Практика [5]
Макрофотография [4]
Разное [2]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив ]

Всего ответов: 34

Вы вошли как Гость
Текущая дата: Пятница, 2024-03-29, 11:36 AM

Начало » Статьи » Макрофотография

Обеспечение качественной подсветки при макросъемке.
Самое главное в фотографии – свет, это в полной мере относится и к макрофотографии. Две самые распространенные и самые очевидные ошибки – съемка при ярком солнечном свете и съемка с прямой вспышкой. Поэтому подсветка нужна, но нужно продумать конструкцию отражателей и/или рассеивателей, которые смягчали бы прямой свет солнца или вспышки. Хорошо подобранная подсветка не обращает на себя внимания, незначительно отличается от естественного света, не образует или почти не образует бликов. Но при этом она позволяет значительно повысить качество снимка. Как и из чего изготовить насадки на вспышку – можно фантазировать очень много, вариантов несчетное количество, из различных подручных материалов. Лишь бы свет устраивал.


Самый простой и доступный вариант подсветки – небольшой отражатель из любого нейтрально-белого материала, можно сделать из того, что под рукой. Я его сделал, разобрав старый кронштейн для вспышки и прикрутив к нему небольшую пластинку из матированного алюминия. Удобно то, что пластинку можно сдвигать вперед или назад, в зависимости от необходимости.


Так выглядит фотоаппарат с установленным отражателем. Несмотря на простоту этого приспособления, оно позволяет существенно улучшить качество света, обеспечив подсветку снизу, не допуская появления резких, черных, «провальных» теней, которые очень портят снимок – особенно сделанный при ярком освещении. Тем не менее, если использовать лишь отражатель, мы все равно зависимы от естественного освещения, которое почти всегда оказывается или слишком тусклым, или слишком резким и контрастным. Чтобы обеспечить себе более комфортные условия съемки и менее зависеть от капризов погоды и времени суток, желательно добавить искусственную подсветку. В случае автономной съемки в полевых условиях, речь может идти только о вспышке. Но прямой свет «в лоб» от встроенной или внешней вспышки – кратчайший путь испортить фотографию. Для получения приемлемого освещения, которое не испортит снимок, но позволит вам снимать с большим комфортом и достигать лучшего качества снимка, нужно продумать и подобрать систему отражателей и рассеивателей, способных смягчить жесткий свет вспышки. Можно попытаться сделать подсветку на основе встроенной вспышки – но это неудобно, лучше все же воспользоваться внешней вспышкой, она дает существенно большую гибкость в управлении светом.

Предлагаю рассмотреть вариант подсветки, которым я пользовался в сезоне 2004 года. Собран он был из того, что было под рукой – благо, за долгие годы занятия фотографией разных деталей и приспособлений накопилось немало. В качестве внешней использована вспышка Nikon SB-25, бывшая у меня под рукой, с установленным на нее рассеивателем LumiQuest.


Он легкий, компактный, в сложенном виде практически не занимает места. Вместе с тем обеспечивает очень мягкое освещение, особенно при съемке с близкого расстояния. Вспышка и фотоаппарат устанавливались на кронштейн.


Этот кронштейн остался у меня от цифрокомпакта – но не проблема просто сделать что-то подобное самому из металла. Соединить вспышку с камерой можно с помощью синхрокабеля, например SC-17.


Этот кабель обеспечивает полную связь между камерой и вспышкой, для большинства камер возможна работа в автоматическом режиме. Хотя я никогда не работаю на автомате, предпочитаю вручную выставлять значения выдержки и диафрагмы. Это совсем несложно в случае цифровой камеры – пару «пристрелочных» снимков с оценкой их экспозиции, и в дальнейшем лишь коррекция в зависимости от расстояния съемки, силы естественного освещения и свойств объекта съемки. Результат виден на экране, его почти всегда можно подкорректировать повторной съемкой. Если работать в ручном режиме, и нигде больше синхрокабель не применять – можно обойтись значительно более простым и дешевым синхрокабелем, лишь запускающим вспышку при открытии затвора.


Так выглядит фотоаппарат с подсветкой в сборе. Результаты съемки с этой системой подсветки можно посмотреть на http://vblinov.photosight.ru. Иногда – когда требовалась особенно сильная подсветка для максимального диафрагмирования – я ставил вторую вспышку с небольшим пластмассовым рассеивателем на фотоаппарат, но это существенно добавляет громоздкости системе, ничем не улучшая качество света, лишь увеличивая его силу. Для обычной съемки сильная подсветка не нужна – она должна быть по возможности незаметной, лишь дополнять естественное освещение, но не подменять его. Мощность вспышки я обычно ставлю на 1/2 или 1/4 от полной, что в совокупности с 2,5 кратным ослаблением силы света насадкой – дает относительно небольшую силу света. Она достаточна для того, чтобы прикрыть диафрагму до 11 или 16 – при этом получается глубина резкости, достаточная для съемки насекомых, но разрешающая способность объектива еще не падает в такой степени, как при максимальных значениях диафрагм. Вот, кстати, еще одна альтернатива, которую приходится решать при макросъемке. Наибольшая разрешающая способность объектива достигается, как правило, при средних значениях диафрагмы, чаще всего это 5,6 – 8. По мере дальнейшего закрытия диафрагмы разрешающая способность начинает падать, особенно сильно ухудшаясь на предельных значениях – 32 и 44. Но ведь для получения большой глубины резкости значение диафрагмы должна быть как можно больше? Вывод, который я сделал для себя – нет необходимости гнаться за максимальной глубиной резкости. Она должна быть достаточной для изображения ключевых моментов фотографии, второстепенные детали – напротив, могут лишь мешать, отвлекая внимание и снижая художественную ценность изображения. Поэтому важно найти такое положение объекта съемки, такой ракурс, при котором для показа объекта будет достаточна не слишком большая глубина резкости. Впрочем, о композиции и ракурсах в макросъемке лучше поговорить отдельно – это тема для отдельной статьи.

Получившаяся система довольно-таки громоздка, она не столько даже тяжела, сколько неудобна в работе из-за объемности. После целого съемочного дня весьма ощутимо устают руки, особенно пальцы на правой руке. Впрочем, ко всему можно приспособиться – даже приспособиться снимать этим сооружением одной рукой. Взяв фотоаппарат правой рукой, ставлю его на предплечье левой. При этом пальцы левой руки остаются свободными – чтобы можно было удержать и придать нужное положение веточке с сидящим насекомым.

Значительно удобнее в работе специализированные макровспышки, например показанная на фотографии Nikon SB-29s:


Расположение излучателей непосредственно на объективе, почти бестеневое освещение – очень удобно для технической съемки. Установив ее на фотоаппарат, получаем достаточно компактную и удобную в работе конструкцию.


Макровспышка имеет много регулировок. Можно менять мощность, можно включать отдельно правый или левый излучатель, можно ставить соотношение мощности 1:4 для правого или левого излучателя. Это позволяет оживить свет, сделать его не совсем плоским. Можно обойтись для подсветки только этой вспышкой, она дает мягкий свет практически без теней, великолепную детализацию объекта. И все же для художественной съемки ее свет далеко не идеален. Кольцевая вспышка дает прекрасный заполняющий свет, и днем при хорошем освещении она позволит отлично проработать объект, смягчит тени и сделает блики не столь яркими. Но не всегда мощности и качества естественного освещения достаточно, чтобы обеспечить нормальный моделирующий свет. Поэтому, если есть желание добиться универсальности и всепогодности подсветки – все же стоит добавить в систему еще один осветитель, который оживит свет, сделает его более выразительным. На снимке ниже – система, которую я планирую использовать в сезоне 2005 года. Первые опыты с ней обнадеживают, качество света достаточно высоко. Да, опять же система получилась громоздкая и увесистая, но тут уж ничего не поделаешь, удел фотографа – таскать тяжеленные кофры со стеклом и железом, если действительно есть желание сделать хорошую фотографию, в любое время и в любом месте.



Экспериментируйте со светом – естественное освещение не всегда идеально для фотографирования. Продумайте и подберите схему подсветки, которая обеспечит получение качественного снимка вне зависимости от силы и качества естественного освещения. Хорошая подсветка значительно уменьшит процент брака – с ней значительно проще получить резкий, несмазанный кадр. Но не переусердствуйте – подсветка должна дополнять естественное освещение и исправлять его недостатки, но ни в коем случае не подменять его.

Автор - Владимир Блинов aka VL@D
Источник - macroclub.ru

Категория: Макрофотография | Добавил: Life-Is-Good (2006-07-03)
Просмотров: 1337 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: